"Педагогическая поэма-2"
Ремарка 6. Дидактические подходы при сдаче экзаменов
...Курсанты, при
сдаче экзаменов, народ очень находчивый и изобретательный. При достижении главной цели - выдаче непонятных по качеству знаний, ну ...минимум на "удовлетворительно", (что дает право беспрепятственного убытия в каникулярный отпуск), у курсантов просыпается такой... интеллект!!!, ...такой когнитив!!!. Естественно, все это просыпается не с целью получения заветного высокого уровня знаний, навыков и умений, а с целью получения сопутствующих составляющих в виде "трояка", добытого как праведным, так и не совсем праведным способом.
...На праведных методах добывания знаний мы здесь останавливаться не будем, они общеизвестны. А вот на не совсем праведных методах, которые заключаются в том, чтобы с минимальными знаниями заполучить максимально-возможные оценки остановимся поподробнее.
...Самый примитивный дидактический и исторически испытанный подход - это, конечно,
шпаргалки. Виды и типы шпаргалочного искусства, порядок его применения в боевых условиях вы все представляете, я акцентироваться на этом не буду. Но, с педагого-новаторской точки зрения даже эту "пьянку" можно было организовать (если предотвратить невозможно).
...Если этот "новатор" Валвик вылавливал кого-либо с шпаргалками, то он никаких наказаний не устраивал. Он брал курсантский конспект, шпаргалки и сверял их на схожесть почерка. В случае, если подтверждалось, что шпаргалки и конспект от одного и того-же "производителя", то шпаргалки не отбирались, а оставлялись у пользователя. Здесь срабатывала идея:- если человек сам писал шпаргалку, сам чего-то там отображал, то он поневоле включался в мыслительный процесс, следовательно, какая-то польза от этого есть. ...Но, если шпаргалки были ЧУЖИЕ, то тут уж, ..."террор" со всеми последствиями. Террор был условный - отвечать приходилось по ВОПРОСНИКУ, а там вопросы были СЛУЧАЙНЫЕ и оценки, ...соответствующие.
...Обычно после объявления оценок за экзамен, Валвик делал добродушное выражение лица, "раскручивал" курсантов на ИСКРЕННОСТЬ и просил СДАТЬ "невыловленные" шпаргалки. И ВЫ знаете, сдавали курсанты шпаргалки!!! Сдавали!!! А зачем они им нужны?!!! ...экзамен-то сдан!. Но зато, какое поле для анализа!, Ты начинаешь понимать, в каком педагогическом направлении надо идти... Хорошая шпаргалка, это поневоле курсантами выстроенная система опорных сигналов, ...бери и пользуйся!!
...Второй метод, которые курсанты использовали в своей практике, он тоже ШПАРГАЛОЧНОГО типа, но более изощренный.
...Смотришь, в аудитории предназначенной для экзаменов,
все лопатки и составные части большущего макета авиадвигателя исписаны карандашами. Почти все формулы там, даже текстовые материалы. Препарированный двигатель поделен на части: - на компрессоре написаны шпоры с 1 по 10 билет, на турбине- с 11 по 15 билет и так далее. Все систематизированно, все разложено по "полочкам". Вот чем занимались курсанты в отведенные три дня для подготовки!!!.
...А потом на экзамене, взяв билет, курсант запрашивается что-либо посмотреть на макете двигателя (не откажешь, ведь, разрешено). А далее, сами понимаете, техническая сторона по снятию информации (списывание). И ничего же не поделаешь!!! А ежели и "подловишь", то доказать, что это именно он (конкретный курсант) обрисовывал двигатель, просто невозможно.
...Хорошо, когда двигатели обрисовывались карандашами - взял резинку, вычистил, и всех делов-то. А ежели формулы выцарапаны, прямо таки выгравированы на рабочих лопатках турбины?? Вы представляете, сколько труда надо приложить для удаления результатов шпаргалочного искусства граверного типа??? Борьба с этим явлением носила для преподавателя явный пораженческий характер. Любые увещевания, убеждения и даже устрашения курсантской средой воспринимались молчаливо-вежливо, культурно но безрезультативно.
...Валвик нашел все- таки э
ффективный способ борьбы с этим "авиадвигательным шпаргалочным искусством".
...Накануне экзамена ВВ производил "инспекторский" осмотр аудитории. При этом выявлялись все самые скрытые резервы шпаргалочного искусства, внедренные в конструкцию авиадвигателя и его препарированных элементов.
...Не долго заморачиваясь, Валвик начал вносить содержательные исправления в "информационно-вспомогательный материал".
...Вот, к примеру, в формуле написано
"СА /в квадрате/". Валвик, без чувства угрызения совести, рядом с цифиркой "два" дорисовывал еще и цифирку "три". Это существенно изменяло порядок вещей, получалось не "в квадрате", а уже в
"двадцать третьей степени". Разница, сами понимаете, ...огромаднейшая. Или-же добавить какой-то лишний символ, типа "ню" к смеси различных формульных сочетаний.
...Использовались и более иезуитские подходики, когда слово (к примеру)
"ускорение" заменялось на
"торможение".
...На экзамене, во время подготовки к ответу, курсантики один за другим отпрашивались, ....посмотреть какой-либо макет, препарированное устройство, или разрез двигателя. Положено!!! ...не откажешь!!! ...связь теории с практикой...
...Потом эти курсанты, с радостным выражением лица, садятся отвечать по билету, ну и... выплывают вот эти "перлы искаженной авиадвигательной графологии". На вопрос о том, почему "двадцать третья степень" или "торможение" ответ односложный
"Ну-у-у!!!..." с трагическим и шумным выдохом воздуха. В воздухе зависает вопрос:
"Какая-же гадина неправильно написала формулу??!!".
...После экзамена, сидят курсанты в аудитории и обсуждают проблему "искажения информации". ВВ в этот момент находится в препараторской (это рядышком маленькая аудитория, а с нее дырка для кинопроектора в большую аудиторию), слышимость изумительнейшая.
...А в аудитории дебаты, разборка и ...расследование, Генеральная прокуратура плакала бы от зависти. Выясняет курсантский коллектив истину, кто, где и как выцарапывал формулы, откуда их "выцепили". Прямо-таки исследования чуть ли не на уровне кристаллографической экспертизы. Определяется непосредственно круг "обвиняемых-граверов", словом ...нешутейный разворот событий намечался. Один из обвиняемых догадался и выдвинул "защитную" но истинную гипотезу:
"Да это этот!!! ...козел!!! ...этот "педагог-новатор" наверное учудил! ...с него станется..."
...Вот это последнее, насчет "козла" меня как-то возмутило! Открыв перегородку в аудиторию я достаточно жестко сказал:"Вы с "козлами" поаккуратнее!!! Во первых, нам вместе еще "Теорию авиадвигателей" изучать, ...а там экзамен!!!, а во вторых, хотелось бы увидеть, какими ВЫ "козлами" лет через десять - пятнадцать будете!!!". Ну, можно и не говорить о том, что в аудитории на длительное время установилась гробовая тишина.
...Как известно, молва в курсантской среде распространяется со гиперзвуковой скоростью.
...На первой, установочной, консультации очередной учебной группы вижу, какие-то у курсантиков пасмурно-полутраурные выражения лиц, как-то они ни устройством двигателя, ни его составных частей не интересуются...
Вот как-то не тянет их к "живому металлу".
...Наношу очередной "новаторский" удар ниже пояса:"Так, уважаемые! Вот во время трехдневной подготовки вам необходимо сделать:
первое: - вычистить препарированный макет двигателя и всех стендов от любых непредусмотренных надписей. Лично буду проверять!! ...ежели что, то не рассчитывайте на мое благодушие и нормальные человеческие качества;
второе - проанализируйте и изложите на листах бумаги те материалы (формулы, диаграммы, графики и пр.), доступ до которых вы хотите иметь на экзамене. Грубо говоря, все что выцарапывалось на двигателе, нормально изложите на бумаге. Мы рассмотрим ваши пожелания на заседании предметно-методической комиссии и примем решение".
...Курсанты как-то с недоверием отнеслись к новшеству, но оживились. Это же как, вот этот ВВ хочет официально шпаргалки на экзамене выставлять???! Как-то не верилось, но... К исходу третьего дня подготовки к экзаменам аудитория была полностью очищена, двигатели чистенькие, без каких либо надписей.
...Некоторые надписи имели такую глубокую гравировку, ...что фактически невозможно было вытравить. Курсанты женским лаком для ногтей эти надписи заретушировали, минимизировали последствия предыдущих поколений. Правда, на рабочей лопатке третьей ступени компрессора все-таки прорезались контуры надписи
"Здесь был Эдик", но к учебному процессу это отношения не имело...
...Что касается дидактического материала, т.е. "шпаргалок" в ноу-хау форме, то тут возник перебор. Прямо-таки курсанты вознамерились, чтобы на экзамене было все!! Собрал я курсантов, более-менее толковых и начал анализировать. Все пожелания курсантские поделили на три категории.
...Первая категория- можно пользоваться без ограничения и без последствия. Это какие-то "страшные" формулы, диаграммы, графики... Словом, "сложняк". Единственное мое условие: эти материалы должны быть изложены в трех версиях:- правильная, с легкими искажениями и неправильная. Группируются они все вместе, выбрать надо (а потом и объяснить) по правильному варианту. Грубо говоря, думать все-таки надо...
...Вторая категория - упрощенная. Пользоваться ею можно, но... общая оценка при этом будет снижаться на один балл. В принципе, это достаточно несложные материалы, не требующие "шпаргалирования".
...Третья категория - условная. Это все иные материалы, разрешение на применение которых дает преподаватель в ИСКЛЮЧИТЕЛЬНЫХ случаях. Эта категория применяется тогда, когда... даже "беруши" не помогают. Как показывает практика, для ОСОБОГО КОНТИНГЕНТА - разрешение пользоваться материалом по принципу "всем чем хочешь, ...всем, чем можешь" положительного результата не дают.
...Все эти материалы рассмотрели и утвердили (правда неоднозначно) на заседании предметно-методической комиссии и запустили в процесс.
...Как красиво курсанты оформили все эти материалы!!! ...от души!!! это-же лучшие графологи и чертежники Мира позавидуют!!!
...К исходу третьего дня пакет дидактических материалов был подготовлен к использованию.
Но, вот все-равно "Как волка не корми, в лес смотрит". Просматриваю я материалы и вижу: - там, где три варианта формул, на листике с правильным вариантом, с обратной стороны "галочка" выставлена, карандашиком нарисованная, причем незаметная сильно. Но, ВВ заметил!!!
...Тут же резинку и карандаш в руки, ...и эти "галочки" перекочевали на листики с неправильными ответами.
Ищите правильную версию по Знаниям, а не по Галочкам!!!
...В момент сдачи экзаменов, на построении, после раскладки билетов и "дидактического материала" я по-честному предупреждал курсантское сообщество о необходимости руководствоваться знаниями, ...а не чем-то иным. При этом сочетание "...а не чем-то иным" повторял несколько раз с очень глубокой акцентуацией.
...Имело ли это благоприятный результат??? ...Неведомо.. Но для ИЗБРАННЫХ, ...ну типа Эдика Г. там
требовался абсолютно иной, ...непонятно какой подход, сориентированный на полную невозможность - получение положительной оценки...